МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ И УЧЕТА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Учителя географии высшей категории
Шевельковой ВалентиныСтепановны
МБОУ СОУ № 1 г.Лосино-Петровский Московской области.
Главная цель проверки знаний – подведение итогов затраченного учебного труда школьников и выявление соответствия достигнутого ими результата программным
требованиям. К тому проверка позволяет определить степень готовности учащихся к изучению следующей части содержания.
Проверка должна быть текущая, итоговая по теме, итогоавя за курс в целом. Основная работа учителя проходит при подготовке к проверке: подготовка вопросов
и заданий; определение форм и методов организации деятельности учащихся; руководство ходом проверки; комментарии по ответам, оценка. Знания, как правило, оцениваются
по пятибалльной системе.
Обучение и проверка знаний тесно связаны между собой. Не случайно, высоко квалифицированные учителя объединяют проверку знаний и изучение нового материала в
единый процесс.
Индивидуальная проверка требует много времени, поэтому ее надо совмещать с проверкой фронтальной. Однако фронтальной проверкой увлекаться не следует.
ответить на небольшой вопрос обычно легче, чем дать развернутый ответ. В результате оценка знаний завышается, а развернутых ответов, правильно построенных и достаточно
глубоких, становится все меньше и меньше.
Подготовить фронтальную проверку во многих отношениях сложнее, чем индивидуальную. самое сложное – установить логическую связь вопросов, подвести учащихся к нужным
выводам. Например, беседа в начале изучения особенностей рельефа Евразии:
-2-
ВОПРОСЫ:
1. Назовите и покажите на карте Евразии низменности.
2. Теперь назовите и покажите плоскогорья и нагорья Евразии.
3. Чем отличается низменность от плоскогорья и нагорья.
4. Назвать и показать самые крупные горы Евразии.
5. Какой вывод об особенностях рельефа Евразии можно сделать?
Можно провести письменную проверку без специальной подготовки на 15-20 минут она позволяет сраз у проверить знания учащихся целого класса. Задания, предлагаемые классу, могут иметь разное содержание, но все они должны быть рассчитаны на сравнительно краткие ответы. Вот приме таких заданий:
1. Назовите особенности растений тундры, связанные с условиями их жизни.
2. Сравните почвы тайги и влажных экваториальных лесов Евразии.
3. Опишите по катам реку Инд.
. Проверить знания учащихся по карте можно в форме цифрового диктанта. Например: на доске выписать пронумерованные географические объекты:
1. Амазонская низменность
2. Бразильское плоскогорье
3. З-в Ла-Плата
4. Г. Анды
5. Оринокская низменность
6. Панамский канал
7. Магелланов пролив
8. Р. Амазонка
9. Р. Парана
10. Р. Ориноко
Учитель стоит у карты и показывает географические объекты не называя их, а учащиеся пишут ту цифру, которой обозначен объект. В итоге в тетрадях учеников
набор каких-то цифр. Например: 10,9,7,6,1,2,3,4,5,8.
Проверить такой диктант быстро и просто. Учащиеся с удовольствуем выполняют эту работу. При изучении темы:» Природные зоны любого материка можно проверить знания
учащихся в следующей форме. На доске выписывается название природных зон:
1. Влажные экваториальные леса – 4
- 3-
2.Саванные и редколесья – 1,3
3. Пустыни и полупустыни – 2
А сама читаю характеристику природных зон. Например, поставьте цифру 1 напротив той природной зоны, к которой эта характеристика относится.
1. Зона опоясывает влажные экваториальные леса с севера,востока и юга.
2. Природная зона находится, в основном, между 20 и 30 градусами южной и
Северной широты.
3. Летом растительность буйно развивается, а зимой – засыхает
4. В этой природной зоне жарко и влажно в течение круглого года.
Таким образом, напротив каждой природной зоны будет запись цифр, правильность которых проверить очень легко и просто.
При проведении обобщающего урока по теме:»Африка» можно применить такую игровую форму: класс разбивается на 3 команды. Каждой группе задаются вопросы.
Отвечает группа, если группа не ответила на вопрос, этот вопрос передается следующй команде. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов, в соответствии и выставляется оценка.
Например:
Вопросы на 1 балл:
1.Какими океанами омывается Африка.
2. Какого происхождения оз. Танганьика.
3. Покажите горы Африки.
Вопросы на 2 балла:
1. Почему оз. Чад на картах показывается пунктирной линией?
2. Назовите и покажите самое жаркое место на материке.
3. Почему Африка самый жаркий материк?
И так можно продолжать составление вопросов на 4,5,6 баллов. Оценки
- 4 –
Выставляются индивидуально, с учетом активности учащихся.
Правильная организация повторения и проверки ЗУН является одним из важнейших звеньев в борьбе с неуспеваемостью. Выявив неуспевающих, учитель
должен со всей тщательностью, в порядке индивидуального подхода, выяснить, в чем причины неуспеваемости. Неуспевающих учитель должен всегда держать в центре своего
внимания, чаще вызывать, смотреть рабочие тетради, беседовать о причинах неуспеваемости, проводить индивидуальные консультации.