Многие годы единственной формой итогового контроля
знаний, умений и навыков учащихся оставалась контрольная работа, при этом
личностный рост ребенка оставался вне поля зрения педагога. Сегодня
совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых,
нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой изменение
в системе контроля. Она становится более гибкой, позволяющей, с одной стороны,
организовывать контроль знаний, умений и навыков, а с другой стороны находить возможность развития
интеллектуальных и творческих способностей учащегося.
То есть при выборе форм и методов проверки знаний нами двигало понимание
важности активной деятельности ученика, превращающее его из пассивного объекта
воздействия в активного субъекта деятельности.
Деятельность на уроке рассматривается нами как последовательная цепь действий:
настройка (актуализация) - целеполагание
- определение критериев успеха - планирование собственной деятельности -
реализация плана - рефлексия - оценивание - коррекция собственной
деятельности.
Для осуществления контроля в рамках личностно ориентированного образования
необходимо, чтобы:
· уровень проверяемого материала опирался на реальные достижения учащихся;
· цели, поставленные учителем или сформулированные в процессе настройки с учащимися, были достигаемы;
· неудача рассматривалась бы как переход на более высокий уровень;
· происходило побуждение к разнообразным формам деятельности, имеющим опору на зону ближайшего развития;
· акцентировалось внимание на характер деятельности каждого ученика или на особенностях его личности;
· предупреждалось состояние тревожности, не допускалось перенапряжения уровня притязаний;
· подчеркивалась возможность решения более трудных задач.
Виды контроля можно выделить следующие:
· устный опрос;
· письменный опрос;
· зачеты;
· лабораторные или практические работы;
· самостоятельные и контрольные работы;
· и сочетающие различные вышеперечисленные виды.
В зависимости от логики учебных занятий, типа урока, контроль за результатами учебной деятельности можно осуществлять на следующих этапах урока:
· актуализации субъективного опыта, опорных знаний и умений или комплекса знаний;
· этапе закрепления знаний;
· этапе применения полученных знаний и умений;
· при систематизации и обобщении.
Предлагаю некоторые формы и методы осуществления контроля за результатами учебной деятельности, которые можно использовать на различных этапах урока и вообще учебной деятельности.