Главная | Регистрация | Вход | RSS |
МБОУ СОШ №1 г.о. Лосино-Петровский |
|
Рождественские чтения – 2010 «Подвиг педагогического служения»
В исполнении воскресной школы звучит «Тропарь» Звучат фанфары Слово предоставляется методисту отдела образования Комовой Л.И. Звучит песня об учителе в исполнении А.Дьяконова Звучит 6 дорожка (Бах) Ведущий: Учитель… Человек, несущий в мир знания, добро и любовь. В педагогике общеизвестен закон: мы не можем передать нашим воспитанникам более того, что имеем и чем владеем сами. Убеждает не слово, каким бы прекрасным оно ни было, но дела, личный пример и жизнь говорящего. Чтобы взрастить в юных душах подлинное нравственное основание, учитель отдает все свои силы, любовь и время. Поэтому истинное служение учителя соизмеримо с нравственным подвигом любви. Каждый из школьных учителей передает не только знания по предмету, но и частичку того наследия, на котором основана наша культура, культура русского человека, культура христианина. На экране – фото Ювеналия. Звучат его слова. Ведущий. «Для христиан главным Учителем с большой буквы является Господь Иисус Христос. Он пришел в мир для того, чтобы научить людей правде и истине, праведной жизни и благочестию, самопожертвованию и доброделанию. Трудно жить без упования на нашего Небесного Учителя – Бога, без веры в Него, и не менее сложно полноценно вступить в самостоятельную жизнь без содействия множества добрых и самоотверженных помощников – педагогов». Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В исполнении воскресной школы звучит «Слава в вышних Богу». Песнопение исполняется под видео «Вселенная». Звучит 1 дорожка диска «Орган». Звучит стихотворение Державина «О ты…» в исполнении А. Пискаревой Звучит 6 дорожка (Бах) Ведущий. Учитель, наставник, путеводитель, педагог, ПРОСВЕТИТЕЛЬ. В самой сердцевине этого слова мы видим корень «свет». Просветитель – ведущий во свете и к свету. Понятно – идти по освещенной дороге легче. На экране – Икона Христа Пастыря. Главным Учителем – Педагогом (по-гречески – детоводителем) христиане называют Иисуса Христа, ведущего людей по пути спасения. Учение Христа называют светом Господним. Самое главное в нем величайшая любовь Бога, возлюбившего мир безмерной любовью, восшедшего на Крест и отдавшего Свою жизнь для спасения людей. Христос велел Своим ученикам: «Идите, научите все народы». Знанием о Божественной любви и спасении человека от смерти апостолы – светонаставители просветили мир. На экране – Икона Апостольская проповедь. Ученик 10 класса Каптюр Г. читает стихотворение «Избрание апостолов» - с.15-16 книги «Просветители». Звучит 2 дорожка диска «Орган» Ведущий. После вознесения Иисуса Христа святые апостолы, укрепленные благодатью Духа Святого, усердно продолжали дело, завещанное им господом. Много они терпели бедствий и гонений; язычники вооружались против них, заключали в темницы, предавали мучениям, но они все переносили с терпением и твердостью. «Мы терпим голод и жажду, наготу и побои, - писал святой апостол Павел. Злословят нас, а мы благословляем, нас гонят, мы терпим, нас хулят, мы молимся». На экране – икона Петра и Павла. Первоверховные апостолы Петр и Павел привели к Христу тысячи людей. Переходя из города в город, из страны в страну, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали Слово Божие, забывая себя в жертвенном служении, мужественно и терпеливо перенося невзгоды и бедствия. Они утверждали людей в вере, основывали Церкви, писали послания. Движущей силой их многочисленных апостольских трудов была великая любовь к Богу и людям. На экране – Икона Андрея Первозванного. Ведущий. Святой Андрей Первозванный был апостолом, который посетил с проповедью Евангелия и русскую землю. По реке Днепр Андрей поднялся до семи холмов, на которых сегодня стоит город Киев, и водрузил там большой деревянный крест, сказав: «На этих горах воссияет благодать Божия, великий город будет здесь, и Господь воздвигнет здесь много церквей». С юга до севера прошел апостол русскую землю, освятив и благословив ее, и вернулся в Грецию, где его ожидало последнее великое испытание.
На экране – орден Андрея Первозванного. Ученик 10 класса А.Шишков читает об истории ордена Андрея Первозванного Андрея Первозванного распяли на необычном кресте, похожем на букву «Х»… - с.31 книги «Просветители» Вокальный ансамбль музыкальной школы «Сохраним землю» Звучит 18 дорожка (Вивальди) Ведущий. Ушли в далекое прошлое те времена, когда веру Христову несли по миру ученики Спасителя – апостолы. Подражая им, совершали великие труды и подвиги во имя торжества христианства те, кого прославили как святых равноапостольных. Совершенные ими подвиги просвещения народов светом Евангелия были столь же велики, как и труды святых апостолов. На экране – фреска святые Константин и мать его Елена, икона Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Ведущий. В лике равноапостольных прославлены святой царь Константин и мать его Елена, великие учителя: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Ученики 9 класса А. Миронов, К. Беликова, А.Пискарева рассказывают о святителях. На экране – икона Кирилл и Мефодий. Ведущий. Свято хранит русский народ память учителей славянских равноапостольных Кирилла и Мефодия. В их честь каждый год 24 мая празднуется День славянской письменности. А в Москве на Славянской площади им воздвигнут памятник с неугасимой лампадой, ибо служили они негасимому свету Христову. В исполнении ученика 11 класса С.Ивашкова звучит стихотворение « Хвалебная песнь святым Кириллу и Мефодию» - с.61 книги «Просветители». Звучит 19 дорожка (Фаркас) Ведущий. Уже давно водрузил крест Христов на кручах Днепровских апостол Андрей Первозванный. Но была тогда Русь языческой. Поклонялись в ней люди многим идолам. Но были русские люди добрыми, миролюбивыми, любили землю свою, родную природу, свято чтили обычаи предков. Фольклорный номер в исполнении школьного кружка «Народная культура» На экране – икона святой Ольги, затем Святой Владимир, икона «Крещение Руси». Дорожка 19 (Фаркас)
Ведущий. Русские летописи рассказывают о жизни святой Ольги – первой княгини христианки. Внук Ольги Владимир, придя в зрелый возраст, сам крестился и крестил весь русский народ в Христову веру. Ученица 5 класса Маркина Даша читает стихотворение «Крещение Руси» - с.71 книги «Просветители». Инструментальный ансамбль музыкальной школы - Чайковский Звучит 3 дорожка (Григ ) Ученица 8 класса Викарева Софья читает старинную притчу «Задумались три человека: как спасти мир…» - с.88 книги «Просветители» Ведущий. Каждая страна чтит просветителя, осветившего путь и научившего ее народы православной христианской вере: Рим – апостолов Петра и Павла, Азия и Эфес – Иоанна Богослова, Индия – апостола Фому, Египет – апостола Марка, Сербия – святителя Савву. Великим учителем русского народа считается Ефрем Сирин. На экране – иконы с изображением всех перечисленных апостолов. Звучит 6 дорожка (Бах) Ученик 9 класса И.Горшков читает о Ефреме Сирине и его молитву. Ученица 9 класса К.Григорян читает стихотворение А.С.Пушкина «Молитва». Звучит 18 дорожка Ведущий. В то же время просветителями, преемниками святых апостолов уже по роду своей деятельности являются все учителя. Ведь педагог вводит своих учеников в национальную культурную традицию. С другой стороны, дух христианского учительства – жертвенная любовь, стал великим образцом, идеалом, эталоном профессиональной этики учителя. В этом смысле они явились прямыми продолжателями и наследниками просветительской, пастырской, учительской, педагогической христианской традиции. Профессиональная деятельность учителя в идеале есть общественное служение. Педагогика знает высочайшие образцы служения. Именно этим духом была проникнута педагогическая деятельность многих великих педагогов разных стран – чешского педагога Яна Амоса Коменского, швейцарского – Иоганна Генриха Песталоцци, французского – Жан-Жака Руссо, русского – Константина Дмитриевича Ушинского… На экране – портреты перечисленных педагогов. Ведущий. Выдающимся примером проявлением жертвенной любви к детям является подвиг польского педагога и врача Януша Корчака. «Как любить ребенка?» - задавал он вопрос в своей книге. Ответ – пример его жизни.
На экране – фото Я.Корчака, его книги.
Звучит 2 дорожка диска «Орган» Ученица 11 класса Ю.Романова читает биографию Януша Корчака. Блестящий врач, гениальный диагност, ученый, чьи труды были известны далеко за пределами Польши, в 29 лет он сделал выбор - отказался от возможности построить собственную семью, чтобы всего себя посвятить чужим детям, своим воспитанникам. В 1911 году в Варшаве на улице Крохмальной, 92 открылся "Дом сирот", который просуществовал тридцать лет. Здесь Старый Доктор (так называли его дети, под этим именем он появлялся в печати) писал ночами сказки для детей и книги о воспитании для взрослых, а все свои дни он тоже отдавал детям. В "Доме сирот" было более ста детей (в 1940 году - более двухсот) и всего восемь человек обслуживающего персонала, включая самого директора. Вся педагогическая система Корчака построена на убеждении в абсолютной, безотносительной ценности детства. "Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают от этого всю жизнь", - писал Корчак. ..."Дом Сирот" гитлеровская администрация целиком переселила в гетто - с Корчаком и его восемью сотрудниками, которые тоже оставались с детьми до конца. Польские воспитанники и бывшие коллеги неоднократно подготавливали Корчаку побег из гетто, но он отказывался: разве мог бы он жить с сознанием, что покинул детей в минуту их смерти... И он остался только для того, чтобы скрыть от них правду, чтобы до последней минуты, искренне и с любовью глядя им в глаза, говорить, что они едут за город, в деревню... Обман, на который способны только родители умирающего ребенка... На экране – кадр из к\ф «Корчак» В последнюю минуту перед отправкой поезда, когда дети уже были в вагонах, фашистский комендант спросил доктора, не он ли написал "Банкротство маленького Джека". "Да, а разве это в какой-то мере связано с отправкой эшелона?" - "Нет, просто я читал вашу книжку в детстве, хорошая книжка, вы можете остаться, доктор..." - "А дети?" - "Невозможно, дети поедут". - "Вы ошибаетесь, - крикнул доктор, -вы ошибаетесь, дети прежде всего!" - и захлопнул за собой дверь вагона". 6 августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками "Дома Сирот" в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке. На экране – фото «Памятник Янушу Корчаку и детям» Незадолго до гибели Корчак писал: "Если бы можно было остановить солнце, то это надо было бы сделать именно сейчас". На фоне песни А.Терехова «Памяти Януша Корчака» идут кадры из фильма «Корчак» Инструментальный ансамбль музыкальной школы – «Элегия»
Ведущий. Служение учителя предполагает умаление себя в пользу детей, готовность к самоотдаче своим ученикам. В педагогической деятельности такое умаление особенно плодотворно, если основано на христианском мировоззрении. Этика педагогического служения предполагает обязательную нравственную оценку профессиональной деятельности. Труд великих педагогов показал миру высоту нравственного подвига учителя, полагающего в основание своей профессиональной деятельности христианское понимание любви к своим ученикам как жертвенного служения. Выступление учителя духовного краеведения Мастеровой О.В. – «Лествица педагогической любви» Ведущий. Всем известна история о фиолетовой хризантеме, рассказанная еще одним великим учителем Василием Александровичем Сухомлинского. В его школе сложилась традиция: после каждого урока дети ставили на стол учителю одну хризантему определенного цвета. Голубая означала, что дети доверяют учителю, розовая – что на уроке было хорошо, белая, что учитель понимает учеников. Это был как бы светофор детских чувств по отношению к учителю. И была хризантема фиолетового цвета – она означала обиду детей на учителя.Мы желаем вам, чтобы на вашем учительском столе никогда не появлялась фиолетовая хризантема именно с этим значением. Мы дарим вам памятки «Лествица педагогической любви» и цветы. Обратите внимание: среди них нет ни одного фиолетового! Ученики 11 класса дарят всем учителям «Памятки» и цветы. Звучит песня в исполнении ансамбля учителей. Хор музыкальной школы – «Приди, Рождество |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |