Эссе
Моя педагогическая философия
Я – учитель… А что это значит?
Значит, прочь все сомненья в удаче,
Значит, каждый мой день – это чудо,
Чудо встречи с родными людьми…
Какие ассоциации вызывает у вас слово УЧИТЕЛЬ? Архитектор, проектирующий и возводящий сложнейшую конструкцию? Садовник, выращивающий такие разные, но такие одинаково требующие заботы и тепла, цветы?
А что слово «учитель» значит для меня? Наверное, это непостоянная величина… «Бывают дни, когда опустишь руки. И нет ни слов, ни музыки, ни сил…» В такие дни учитель для меня – это та рыба, тщетно бьющаяся о лед, это тот вопиющий в пустыне, глас которого не достигает ничьих ушей. А бывают моменты, когда вместе с гетевским Фаустом хочется воскликнуть: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»
Учителем я хотела быть всегда. Правда, когда я училась в 4 классе, непревзойденная Татьяна Шмыга затмила все и вся в моих мыслях: уж очень я любила петь и танцевать. Мечты об актерской славе рассеялись довольно быстро, и в 6 классе был сделан окончательный выбор: учитель русского языка и литературы. Так что в этом плане я очень счастливый человек: с 12 лет и (хотите - верьте, хотите – нет) до сегодняшнего дня я ни разу не усомнилась в правильности своего выбора.
Не хочу обидеть никого из своих учителей, но думаю, что на это решение самое большое влияние оказал мой отец. Инженер-строитель по профессии, он был настолько эрудированным человеком, настолько хорошо разбирался и в классической, и в современной литературе, что мог поспорить по любому вопросу с любым учителем литературы. Именно папа убедил меня, что Маяковский – это не только «Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза», но и «Это душа моя клочьями порванной тучи плачет на ржавом кресте колокольни». И именно папа сказал фразу, которая стала основой моей педагогической философии: «Учитель – это человек, который должен постоянно совершенствоваться, он обязан стремиться знать все, ни в коем случае не ограничиваясь лишь знаниями своего предмета».
Всю жизнь я учусь. Слежу за новым в языкознании, изучаю статьи литературоведов (их сейчас очень много, они все такие разные, а мнения авторов такие противоречивые!), знакомлюсь с достижениями в психологии и педагогике, стараюсь хотя бы немного разбираться в разнообразии сегодняшней политической, экономической, культурной жизни. Для чего? Хочу быть интересной своим ученикам, хочу быть готовой к любым вопросам, хочу быть нужной им. «Кто ответит на многие вопросы, возникающие перед нашим нравственным сознанием? Именно литература, если она будет достаточно ответственна и глубока», - писал Д.С.Лихачев. Думаю, более глубокой и более ответственной литературы, чем наша русская классика, найти нелегко. Да и не нужно. В этом смысле нашим детям очень повезло. Дружба и предательство, любовь и ненависть - вечные вопросы, ответы на которые мы (я и мои ученики) ищем вместе с нашими писателями. Мы слышим друг друга, понимаем, и «глаза слушающего зажигаются о глаза говорящего». Хочу привести пример из работы моей ученицы Татьяны Ермоленко по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Конечно, отрывок этот, к сожалению, не даст полного представления о глубине анализа. Но… Послушайте:
«Люди в погоне за «земным счастьем» уничтожают все на своем пути. Цель одна! И для ее достижения нам не нужен отвлекающий от дела Бог!
«И не то странно, не то было дивно, что бог в самом деле существует, но то дивно, что такая мысль – мысль о необходимости бога могла залезть в голову такому дикому и злому животному, как человек, до того она свята, до того она трогательна, до того премудра и до того она делает честь человеку».
И вот мы отрекаемся от этой мысли, отрекаемся от чести…Мы уничтожаем Бога…
Каждому воздастся по вере его. То, чем мы живем, о чем думаем, какие совершаем поступки, играет роль в момент смерти. Вознесемся ли мы в рай или будем гореть в аду, выберемся из кругов сансары, проснемся где-то на другой планете или очнемся опять с криком в руках акушера на нашей Земле, а может сгинем в небытие… По сути, еще не дано никакой наукой точного определения ДУШИ и процессов, происходящих в ней, поэтому нам остается только верить. Во что? Это каждый выбирает сам. Все, что нам дано в этой жизни – это выбор. А за каждым выбором стоит целая цепь каких-либо событий, взаимосвязанных, но кажущихся нам совершенно случайными случайностями».
Не знаю, как вам, а мне вот именно в такие моменты хочется остановить это прекрасное мгновение, мгновение, когда учитель понимает, что не зря работал, не зря перемалывал огромное количество литературы, не зря пытался донести до детей свою точку зрения, не забывая постоянно останавливаться и спрашивать: «А как ВЫ думаете?»
Французский писатель, актер, режиссер Саша Гитри сказал: «Можно притвориться серьезным, но нельзя притвориться остроумным». Мне очень нравятся эти слова. Как часто мы, учителя, с серьезными лицами стараемся внушить нашим ребятам прописные (с нашей точки зрения) истины о необходимости образования, воспитанности, повышения культурного уровня и т.д. и т.п. И удивляемся: почему они нас не слушают? А может, они просто не верят в нашу искренность? Может, им не нужны серьезные учителя - наставники, а нужны умные, понимающие, веселые, остроумные учителя-друзья? Может, действительно, нужно подняться до чувств ребенка?
«Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть», - говорил Януш Корчак.
Я люблю свою школу…Или себя в своей школе?
Однажды на празднике Последнего Звонка наши выпускники дарили педагогам фигурки животных, символизирующие главную черту характера каждого учителя. Мне досталась Улитка, никогда не расстающаяся со своим домиком. Так и подарили с комментарием: «На вопрос: «Александра Георгиевна, уже 7 часов вечера, что вы делаете до сих пор в школе?» - она отвечает: «Живу я здесь!»
Я и правда, живу в школе, точнее, живу школой. Готовясь к вечеру по творчеству любимого Маяковского, дневала и ночевала здесь. И дети были вместе со мной. Вместе рисовали вывеску «Подвалъ Бродячей собаки», придумывали костюмы для футуристов, шили знаменитую желтую блузу для Маяковского, искали вечерние платья для Лили Брик, Анны Ахматовой и Татьяны Яковлевой. А потом учились танцевать модное в начале века танго, накрывали столы в импровизированном кафе, ставили свечи…Вечер понравился всем: и физикам, и лирикам, а больше всего, по-моему, самим одиннадцатиклассникам.
Конкурсы, викторины, праздники, фестивали, КВНы…Пишем сценарии, репетируем, выступаем… Ссоримся, обижаемся друг на друга, миримся и в конце концов приходим к общему решению. Даже рэп я теперь читаю вместе со своими восьмиклассниками. Так что мечты о пении и танцах тоже осуществились. Ну, разве я не счастливый человек?