4.4. Экологическое, трудовое и профессиональное воспитание
Организованно проходила работа по трудовому воспитанию учащихся:
-раз в четверть в школе проходили генеральные уборки школы и пришкольного участка, его озеленение; проведение осенних и весенних городских субботников;
-много внимания пришлось уделять улучшению организации дежурства по школе старшеклассников.
Тем не менее, здесь есть еще над чем работать, необходимо реализовать принцип «чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».
Особую роль в трудовом воспитании играет работа экологического кружка «Спасем нашу планету!», руководит которым учитель биологии А.С.Борисанова. В этом году продолжилась работа по очистке берегов реки Клязьмы, участники кружка приняли активное участие в акции «Помощь зимующим птицам», ведется планомерная разъяснительная работа среди учащихся школы в данном направлении (создаются стенгазеты на экологические темы, проводятся устные журналы среди младших школьников).
Ежегодно в нашем городе празднуется День труда. В преддверии этого праздника в школе проводится планомерная работа. Ребята посещают с экскурсиями различные предприятия города, встречаются с ветеранами труда, участвуют в городских конкурсах сочинений, рисунков и фоторабот, демонстрируют свои умения в конкурсе «Левша».
В этом году работы учениц 6-б класса Москалевой Анны и Хисматуллиной Кристины заняли 1 место в городском конкурсе фотографий, среди взрослых вновь победителем стала учитель школы Шкапатюк Т.В. Лучшим среди художников стал ученик 8-б класса Горин Иван.
Профориентационная работа
С учащимися осуществляется работа, направленная на организацию профориентации, в частности:
- классные руководители проводят тематические классные часы, рассказывающие о многообразии в мире профессий, организовывают встречи с представителями различных специальностей;
- организовано посещение колледжа №5 г.Королева в день открытых дверей;
- в школу приходили представители Щелковского училища с целью профориентации;
- психологом школы ведется целенаправленная работа в этой области, проводится тестирование по профориентации.
Рекомендации по улучшению работы в данном направлении, данные классным руководителям и психологу школу в конце предыдущего года, были выполнены на «отлично». Профориентационной работе в 2011-2012 учебном году было уделено огромное внимание. В апреле была проведена декада «Кем я хочу стать?», в ходе которой были проведены конкурсы рисунков, сочинений, презентаций, подготовлены и проведены классные часы на заданную тему.
В планах на 2012-2013 учебный год - проведение мероприятий профильного обучения, организация тестирований, сотрудничество с профильными учебными заведениями, разъяснительная работа среди родителей школы.
4.5. Профилактика правонарушений и безнадзорности среди школьников.
Профилактика преступлений и правонарушений является одним из главных направлений деятельности школы.
Основные направления воспитательно-профилактической работы:
– ликвидация пробелов знаний, профилактика неуспешности;
– профилактика пропусков учащимися учебных занятий;
- организация досуга учащихся;
- организация системы дополнительного образования;
- профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения;
- пропаганда здорового образа жизни;
- осуществление правового воспитания учащихся;
- индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете;
- просветительская работа с родителями;
- взаимодействие с органами системы профилактики.
В школе постоянно проходит большая работа с трудными подростками, работа по профилактике правонарушений:
- при активном содействии соцпедагога в школе был обновлен социальный паспорт школы,
- администрация школы находится в постоянном контакте с работниками ОВД, комиссией по делам несовершеннолетних,
- не реже раза в месяц школу посещала инспектор по делам несовершеннолетних Улитина Ю.И. и проводила профилактические беседы со старшеклассниками,
- в школе на постоянной основе работает психолог, который оказывает большую помощь классным руководителям в работе с трудными подростками и их родителями,
- регулярно проходили так называемые малые педсоветы, на которых
обсуждаются все проблемы школы, особенно связанные с правонарушениями, нарушениями Устава школа, успеваемость учащихся, постановка и снятие с внутришкольного учета. В педсоветах принимают участие учителя, работающие в соответствующем классе, классный руководитель, заместители директора по УВР и директор школы. По необходимости на малые педсоветы может быть приглашен инспектор по делам несовершеннолетних. На данные заседания приглашаются родители учащихся для индивидуальных бесед.
4.6. Работа с родителями
Классные руководители и администрация школы работали в тесном контакте с родителями:
- в школе регулярно проводились общешкольные родительские собрания и Дни открытых дверей,
- периодически проходили встречи родительского актива школы с
администрацией с целью развития партнерства между учителями и родителями,
- администрация школы, классные руководители, учителя-предметники, школьный психолог и школьный врач регулярно проводили индивидуальные консультации с родителями учащихся,
- продолжает свою работу Управляющий совет.
- родительский комитет школы принимал активное участие во внеклассной
работе в жизни школы;
- родители учащихся регулярные гости на всех школьных праздниках и торжествах.
4.7. Работа классных руководителей
Работа классных руководителей должна определяться, прежде всего, программой воспитания личности, представлением того, что он должен развивать в личности, используя все возможности, представляемые ему классным коллективом. Формировать у учащихся систему ценностных ориентаций, социальное поведение, нравственные, гражданско-патриотические чувства и качества.
В текущем учебном году была организована работа методического объединения классных руководителей под руководством Клищ Светланы Сергеевны, проведена учеба для молодых учителей, ведется постоянная работа по подготовке к аттестации классных руководителей.
В целях выявления и поддержки творчески работающих классных руководителей, повышения их престижа и социальной значимости, распространения педагогического опыта в апреле-мае 2012 года в школе проводился конкурс классных руководителей.
В конкурсе принимали участие 4 классных руководителя:
-Кузьмичева Наталья Николаевна (3-в класс),
-Дымова Алла Николаевна (4-в класс),
-Беспрозванная Людмила Юрьевна (7-б класс)
- Виноградова Светлана Борисовна (8-б класс).
Конкурс проводился в 4 этапа.
1 этап – проверка папок классных руководителей.
Папка должна была обязательно содержать:
Программу воспитания
План воспитательной работы
Портфолио класса
2 этап - написание эссе «Моя педагогическая философия»
Участник должен был раскрыть свое отношение к профессии, к своим воспитанникам и коллегам, семье, жизненные приоритеты, свои увлечения, раскрыть свое педагогическое кредо.
3 этап – самопрезентация классного руководителя.
1) Наличие профессиональной позиции.
2) Ораторское искусство (в т.ч. лаконичность и выразительность выступления).
3) Представление личностных качеств.
4) Оригинальность.
4 этап – внеклассное мероприятие.
Оценивались:
1. Актуальность темы, цель, задачи, форма проведения мероприятия.
2. Организация внеклассного дела:
2.1. Оргмомент;
2.2. Мотивация;
2.3. Целенаправленность;
2.4. Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной деятельности;
2.5. Продуктивность и разнообразие методов и приемов ведения занятия.
3. Оценка деятельности педагога как воспитателя:
3.1. Компетентность и уровень эрудиции;
3.2. Степень активности и заинтересованности детей;
3.3. Общий эмоциональный фон мероприятия;
3.4. Демократичность в общении и педагогическая помощь воспитанникам;
3.5. Культура речи, мимика, жесты.
4. Рефлексия, подведение итогов.
Было создано жюри в составе 5 человек: заместитель директора по УР в начальной школе – Клищ С.С., заместитель директора по УР в среднем звене – Кострова О.Б., заместитель директора по ВР – Чудак А.Г., психолог школы – Вохмина В.П. и председатель жюри – директор школы Морозова В.Е.
По результатам 4 этапов конкурса победу одержала классный руководитель 7-б класса Беспрозванная Л.Ю.
4.8. Спортивные достижения учащихся школы
Ежегодно учащиеся школы принимают участие в городских спортивных соревнованиях.
Личные достижения
Альмендеева Валерия – 5-а класс – л/а 800м - 3 место
Панфилова Анастасия – 6-б класс – л/а 400м – 2 место
пробег 9 мая – 2 место
Шаловкин Иван - 10 класс – л/а 800м – 3 место
Терехина Людмила - 11 класс – л/а 100м – 2 место
прыжки в длину – 1 место
Давидюк Денис - 11 класс – л/а 100м – 2 место
прыжки в длину – 2 место
Школьная команда стала победителем в соревнованиях
«Президентские игры» - л/а (1995-1996 г.р.)
«Президентские игры» - л/а (1999-2000 г.р.)
Футбол (девочки) школьная лига
«Президентские игры» - баскетбол (1995-1996 г.р.)
«Президентские игры» - баскетбол (1999-2000 г.р.)
Баскетбол (девочки) школьная лига
Волейбол (девочки) школьная лига
Футбол на приз губернатора (девушки 1995-1996 г.р.)
Футбол на приз губернатора (мальчики 2001-2002 г.р.)
Проанализировав деятельность школы за 2011-2012 учебный год педагоги школы выявили следующие проблемы:
- не наблюдается динамики роста среднего балла по предметам;
- падает мотивация учащихся к обучению 7-8 классы;
- несмотря на большую работу по профилактике вредных привычек весь учебный год, увеличивается количество курящих детей после летних каникул, особенно среди девочек;
- увеличение количества детей переходящих на индивидуальное обучение по медицинским показателям говорит о снижении психического и физического здоровья детей.
Задачи школы на 2012-2013 учебный год:
- искать и применять новые продуктивные технологии и приемы обучения с целью повышения качества знаний;
- проводить работу по выяснению факторов, влияющих на повышение мотивации обучения;
- найти новые методы работы по привитию здорового образа жизни учащихся и профилактике вредных привычек;
- активнее привлекать родителей к участию в учебно-воспитательном процессе школы и сохранению здоровья их детей.