МБОУ СОШ №1 г.о. Лосино-Петровский

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Громада любовь.

Вечер поэзии Маяковского.

 

Зал и сцена стилизованы под кафе «Бродячая собака». Афиши выступлений Вертинского, Карсавиной, Шаляпина. На столах подсвечники, чайные кружки, канапе, печенье. Звучит танго (аккомпанемент на фортепиано или запись Вертинского), пара танцует. За столами на сцене сидят посетители (3-4 человека).На сцене появляется хозяин кафе Борис Пронин.

Борис Пронин. Дамы и господа! Мы все и лично я – Борис Пронин, хозяин этого заведения, рады приветствовать вас в нашем замечательном кафе «Бродячая собака». Сегодня в нашей программе лекция теоретика искусства Николая Ивановича Кульбина, выступление поэтов Рюрика Ивнева и Михаила Кузмина. Для поклонников оперного искусства – сюрприз…Федя обещал прийти и спеть…Если же Шаляпин не придет, заставим Мушку(мою любимую дворняжку) станцевать кадриль. В общем…Наворотим что-нибудь…

Голос из зала. А будляне будут?

Пронин. Ну что вы…Вы же знаете, что такое футуристы! Нам скандалов и своих хватает!

 

Звучит музыка. В зал входит Ахматова. Пронин с восклицанием: «Анна Андреевна! Душечка!» - сбегает в зал, бежит к ней навстречу.

 

Пронин. Анна Андреевна! Вот уж не ожидали! Чем обязаны такому счастью? (обращается ко всем) Господа! Анна Ахматова! Просим! Просим!

 

Ахматова поднимается на сцену и читает стихотворение «Я на правую руку надела перчатку с левой руки…» На последних строках в зал входят футуристы, кричат: Бурлюк(с лорнетом в руке): «Ну что за меланхолическая нудь?» Маяковский(в желтой кофте с черным бантом): «Бросьте! Забудьте! Плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст, и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств!» Виктор Хлебников(с листьями петрушки в петлях костюма. Его лицо украшено геометрическими фигурами разного цвета): « Поэт не тот, кто ходит кучерявым барашком и блеет на лирические любовные темы!» Пронин бежит, успокаивает, публика шумит. Футуристы поднимаются на сцену.

 

Бурлюк. Только мы – лицо нашего времени! Рог времени трубит нами в словесном искусстве!

 Вл. Маяковский. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих и прочее с Парохода Современности.

Виктор (Велимир) Хлебников. Если этим Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченкам и Буниным нужна лишь дача на реке … С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество.

Голос из Будущего. Вот так броско, ярко, скандально и весело в 10-е годы XX века заявили о себе футуристы. Новое литературное направление, пришедшее на смену символизму и акмеизму.

Владимир Маяковский читает стихотворение «А вы могли бы?»

Вл. Маяковский. Знакомьтесь: Давид Бурлюк, Виктор (Велимир) Хлебников и я – Владимир Владимирович Маяковский.

(Шум в зале, движение.)

- Вы там, в третьем ряду, не размахивайте так грозно золотым зубом. Сядьте!

(Человеку с газетой.)

- А вы положите сейчас же свою газету или уходите вон из зала: здесь не читальный зал. Здесь слушают меня, а не читают.

(Шум: "Неинтересно!”)

- Что? Неинтересно вам? Вот вам трёшка за билет. (Достаёт из кармана и протягивает три рубля.) Идите я вас не задерживаю.  (Ходит по сцене или залу, снимает пиджак, подтягивает брюки.)

Голос из зала. Маяковский, что вы подтягивает штаны? Смотреть противно!

Вл. Маяковский. А если они у меня свалятся …

Голос. До моего понимания ваши шутки не доходят.

Вл. Маяковский. Вы жирафа. Только жирафа может промочить ноги в понедельник, а насморк почувствовать лишь к субботе.

Голос из зала. Маяковский! Ну, неужели это правда? Неужели вы считаете, что любовь - это меланхолическая дурь?

Маяковский. Нет… Ну почему же…Просто я против устаревших форм в искусстве и неискренних, поверхностных отношений, против обыденности и пошлости. А впрочем… Послушайте!

Звучит песня «Послушайте» или сразу отрывок из поэмы «Облако в штанах»

Чтец.  «Вы думаете, это бредит малярия…»

Ведущий. Поэма «Облако в штанах». Один из прототипов героини поэмы, прелестная, обаятельная Джиоконда – Мария Александровна Денисова. (на экране появляется портрет М.Денисовой). Была не только хороша собой, но и вообще оказалась незаурядной личностью. Посещала курсы художника Бершадского, занималась скульптурой, сочувствовала революционным идеям.

Ученик. Встречи с Марией буквально преобразили Маяковского. Он не находил себе места, метался по городу, засыпал свою возлюбленную цветами. Маяковский был влюблен. Он невероятно торопился со своими чувствами и страдал, не желая считаться ни с какими условностями. Машенька Денисова, девушка очень независимая, тем не менее не расположилась к футуристам, не прониклась сочувствием к их богемной жизни. Маяковский ей нравился, она даже была, видимо, немного увлечена им, но от решительного шага отказалась. Любовь – тайна, и никому не дано разгадать ее.

Маяковский. .: ...Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь — это сердце всего. Если оно прекращает работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем...

Ведущий. Эти строки взяты из письма, адресованного женщине, которая стала единственной героиней в жизни и творчестве Маяковского(на экране – Лиля Брик). Начиная с «Облака в штанах», он печатно посвятил этой женщине все свои поэмы.

Чтец. «Если правда, что есть ты…» (отрывок из поэмы «Флейта-позвоночник»)

Ведущий. Лиля Юрьевна Брик. Интересно знакомство Маяковского и Лили Брик. Ведь раньше он узнал родную сестру Лили - Эльзу, которая впоследствии переехала во Францию и стала знаменитой писательницей Эльзой Триоле, женой писателя-коммуниста Луи Арагона. Это она ввела Маяковского в семью Бриков. Итак, знакомство с Лилей Брик состоялось в 1915 году, летом, на даче в подмосковной Малаховке. Поразительно, что Маяковский, увидев Лилю, мгновенно переключился с тогда еще незамужней Эльзы на ее уже замужнюю сестру. И все это творилось в присутствии законного супруга.

Трудно отказаться от мысли, что и сам Брик способствовал сближению Лили и Маяковского - ведь на почве ревности у супругов не возникло ни единой ссоры. Да и вообще они практически не ссорились.

Маяковский оказался поначалу находкой для обоих. "Интеллектуальный" брак Бриков приобрел некую завершенность. Появился как бы "человек-ребенок", который мог расти и развиваться на их глазах.

Эстетически Маяковский интересовал обоих супругов, но философски - только Осипа. Они стали наседками" Маяковского, и в этом смысле их можно считать его родителями. Но роль обоих в большей степени олицетворял Осип Максимович. Лиля Юрьевна, пожалуй, не вполне справилась бы с ролью матери-наставницы, если бы "собственный ребенок" не влюбился в нее по уши...

Лиля Юрьевна, несомненно, восхищалась Маяковским как поэтом огромного дарования, как незаурядной личностью, как человеком с широкой душой.

Тем не менее, рождение любви, по-видимому, не произошло.

Звучит стихотворение «Лиличка» в исполнении ученика или группы «Сплин».На фоне чтения демонстрируются слайды №9,11-15.

Ведущий. Отношения были очень неровными: то трагически-надрывными, то нежно-ласковыми.

Ученик и ученица читают переписку Брик и Маяковского.

"Дорогой Мой Милый Мой Любимый Мой Лилятик!

Я люблю темя. Жду тебя, целую тебя. Тоскую без тебя ужасно ужасно.

Письмо напишу тебе отдельно. Люблю.

Твой Твой Твой. " Л. Ю. Б. - В. В. М.

(конец декабря 1921 года. Рига - Москва)

"Волоски, Ценик, Ценятка, зверик, скучаю по тебе немыслимо!

С Новым годом, Солнышко!

Ты мой маленький громадик!

Если стыдно писать в распечатанном конверте - пиши по почте: очень аккуратно доходит.

Целую переносик и родные лапики, и шарик, все равно, стрижетый или мохнатенький, и вообще все целую, твоя Лиля. "

Ведущий. Тем не менее Маяковский был очень одиноким человеком. Его не всегда понимали мать и сестра. У него не было друзей, которым он мог бы открыть свою душу и, наконец… Его по-настоящему не любила ни одна женщина. И Лиля Брик в том числе.

1924 год был переломным в отношениях между Маяковским и Лилей Брик. Кадр № 21.

Сохранилась записка от Л.Брик, в которой она заявляет, что не испытывает прежних чувств к Маяковскому, прибавляя: «Мне кажется, что и ты любишь меня много меньше и очень мучиться не будешь».

Кадр № 24 и 25. Ведущий читает надпись кадра №24

Затем на сцену выходят трое: Автор, Маяковский и Элли Джонс. Каждый из них читает свои слова на фоне слайдов. (Приложение 1)

Голос из зала. Владимир Владимирович! А как Вы относитесь к Америке, к Нью-Йорку?

Маяковский. Я люблю Нью-Йорк.

                       Я ненавижу Нью-Йорк.

                       Я в восторге от Нью-Йорка-города.

                        Но кепчонку не сдеру с виска.

                        У советских собственная гордость:

                        На буржуев смотрим свысока.

Ведущий. Может именно эта «советская гордость» помешала Маяковскому быть счастливым?

Чтец. «В поцелуе рук ли, губ ли…»( «Письмо Татьяне Яковлевой» )

Ведущий. Осенью 1929 года Маяковский по литературным делам едет в Париж.

Историю Татьяны Яковлевой читают трое: Маяковский, Яковлева, Автор. Кадры №58,59,56,57,60,61,63,68-77. (Приложение 2)

Ведущий. Об этом в письме к Лиле Брик сообщила ее сестра Эльза Триоле: «Татьяна вышла замуж, не говори об этом Володе». Брик специально прочла это письмо при Маяковском. Зачем? Наверное, затем же, зачем сожгла все письма Татьяны Яковлевой к Маяковскому, и все-все письма других женщин к нему. Ведь весь архив поэта после его смерти перешел по его завещанию Лиле Юрьевне Брик.

Кадр№78.

Ведущий. Что явилось истинной причиной самоубийства?

На этот вопрос не может быть, на наш взгляд, однозначного ответа. Так причиной тому мог послужить разрыв с Яковлевой, и не находивший завершения роман с Вероникой Полонской, и заграничная поездка Бриков...

Читая предсмертную записку Маяковского, невольно всплывают в памяти строки из поэмы, оказавшиеся пророческими: "Последним будет твое имя, запекшееся на выдранной ядром губе. " "Лиля! Люби меня! " - это последняя строка в предсмертном письме.

Это последний крик. Вдруг случится?? Вдруг ее сердце наконец-то откроется... Ведь ему так не хватало любви в жизни!

Возвращение к кадрам с Брик.

Ученица. Когда Л. Ю.  Брик узнала о самоубийстве Маяковского, то искренне огорчилась. Несомненно, это был удар, хотя и не изменивший ее привычной жизни. Возникло только ощущение, что не будет больше писем, звонков, встреч. Ощущения безысходности, горя тогда у нее еще не было. Скорее - удивление: зачем же он это сделал?

"... Лиля Юрьевна Брик рассказывала, что многие годы ей снился Маяковский. Снился по-разному. Иногда плакал, просил прощения и всегда не хотел расставаться. Не хотел уходить из ее снов. Иногда посмеивался и уверял ее, что она тоже покончит жизнь самоубийством...

24 августа 1978 года Лиля Юрьевна покончила с собой, приняв огромную дозу снотворного. Она заснула вечным сном в "вечном городе" Риме. Кто знает, может быть, перед смертью она тоже успела выкрикнуть: "Люби меня! ", как ей когда-то Маяковский... Но могла ли она быть кем-то услышана?.. "

Свой рассказ о Владимире Владимировиче Маяковском нам хочется закончить его же строками: Кадр № 79

Не смоют любовь ни ссоры, ни версты.

Продумана, выверена, проверена.

Подъемля торжественно стих строкоперстный,

Клянусь, люблю неизменно и верно! "                                   
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz