МБОУ СОШ №1 г.о. Лосино-Петровский

Меню сайта
Форма входа
Поиск

НРАВСТВЕННЫЕ  УРОКИ   ПОВЕСТИ   Б.ВАСИЛЬЕВА   «ЗАВТРА БЫЛА   ВОЙНА».

Урок литературы в 11 классе

 

Цели – познакомить с особенностями стиля Б.Васильева, его манерой                  письма;

          - развивать умение анализировать, выделять главное, доказывать свою точку зрения;

          - воспитывать чувство ответственности, умение дружить  и любить.

 

Оборудование: текст повести, портрет Б.Васильева, запись песни Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».

 

Оформление доски:

«Нравственный человек много делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь». Аристотель. 384 – 322 г.г. до н.э.

«Нравственное уродство – равнодушие к плохим поступкам и словам». Теофраст 372-287 г.г. до н.э.

«Раны совести никогда окончательно не зарубцовываются». Публий Сир. 1 век до н.э.

«Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство». Де Воверанг Люк де Клапье. 1715 – 1747

«Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врожденны». Джон Локк.1632 – 1704

 

ХОД  УРОКА:

 

Вступительное слово учителя.

На предыдущем уроке мы говорили с вами о том, что литература о войне делится (условно) на 3 периода. Какие это периоды?

(1 – произведения, написанные в годы войны, отклик на происходящие события; 2 – произведения послевоенных лет, в которых писатели хотели осмыслить происходившие события «по горячим следам»; 3 – период переосмысления событий военных лет. Как говорится, «лицом к лицу лица не увидать…»)

 

Повесть Б.Васильева «Завтра была война» написана в 1984 году, следовательно, относится к 3 периоду, периоду переосмысления. Что же хотел «переосмыслить» автор, о чем размышляет в своей повести, какие вопросы затрагивает, какие проблемы решает? И…Еще один вопрос. Можно ли назвать эту повесть произведением о войне? Ведь военные события, как таковые, в нем не описываются?

Вот об этом и о многом другом мы поговорим на сегодняшнем уроке.

Беседа по содержанию повести.

- От чьего имени ведется повествование? (Автор – одноклассник главных героев)

- Какова позиция автора? Высказывает ли он свою точку зрения на различные ситуации, описываемые им, высказывает ли свое отношение к героям? (Автор дает читателю возможность самому сделать выводы, и в то же время чувствуется, что автор не сторонний наблюдатель, он активный участник событий).

- В чем особенность построения повести? (События 1940 г. – центральные главы, события 70-х – пролог и эпилог)

- Для чего служит пролог? (знакомство с главными героями, их краткая характеристика, ввод читателя в атмосферу 30-х – 40-х годов 20-го века)

- А что вы знаете из истории об этом десятилетии? (Это время, как и любое другое, имело свои положительные и свои отрицательные моменты. Положительным было следующее:

 1. Страна совершила огромный индустриальный скачок. Небывалым был трудовой подъем народа: за это десятилетие было построено 9 тысяч промышленных предприятий.

2. Коллективизация страны ускорила ее индустриальное развитие.

3. Произошла культурная революция. К 1940 году СССР вышел на 1 – е место в мире по числу обучающейся молодежи.

4. Был совершен огромный прорыв в области науки (Павлов, Королев, Циолковский)

Но…Большинство этих побед были достигнуты путем неимоверных жертв.

  1. Укрепление однопартийной системы привело к политическим репрессиям, в результате которых пострадало около 3,8 млн.человек.
  2. Во время коллективизации было раскулачено и выслано около 1,5 млн.человек
  3. В 1933 году количество человек, погибших от голода во многих областях России, достигло миллиона.
  4. Жизненный уровень населения оставался очень низким.
  5. И хотя было объявлено о победе социализма, вместо социалистической демократии установился режим личной власти.)

- Итак, перед нами общество со своими принципами, ценностями, целями, со своими нравственными установками. А что же такое «нравственность»?

(Совокупность правил, норм поведения человека в обществе, его моральные качества, которые, в большинстве своем, должны оставаться незыблемыми и соответствовать известным нам десяти моральным заповедям).

- Что или кто, с вашей точки зрения, влияет на развитие, воспитание моральных  качеств человека? Какие коррективы вносит жизнь в эти установки? (После ответов ребят, на доске появляется следующая запись:

Факторы, влияющие на формирование моральных качеств человека:

  1. Воспитание в семье.
  2. Личные моральные принципы.
  3. Окружающие люди.
  4. Устои общества.
  5. Определенная ситуация.

 

- Вот с этих позиций мы и будем подходить к характеристике наших героев. Мы постараемся выяснить, какие нравственные проблемы встают перед нашими героями и как они решают эти проблемы?

Итак, главные герои повести: Искра Полякова, Зиночка Коваленко, Вика Люберецкая, Саша Стамескин, Артем Шефер, Жорка Ландыс, Володька Храмов, Валька Александров, директор школы Николай Григорьевич Ромахин, классный руководитель, учитель литературы Валентина Адроновна (Валендра), мать Искры Поляковой, Леонид Сергеевич Люберецкий.

- Дайте краткие характеристики названным героям. (Немного подробнее следует остановиться на отношениях Искры Поляковой и Саши Стамескина, ведь именно Стамескин в начале повести показан автором настоящим мужчиной, безоговорочно вставшим на защиту чести любимой девушки. Однако наше отношение к нему изменится после истории с отцом Вики Люберецкой. « Настоящий мужчина» окажется трусом).

- Скажите, что повлияло (и как) на такие, казалось бы, незыблемые нравственные установки Искры? (Более близкое знакомство с Викой Люберецкой и ее отцом).

- Расскажите об этом. (Случилось так, что Искра вместе с Зиночкой Коваленко попали в гости к Люберецким. 1-я встреча – разговор об истине. Люберецкий говорит о том, что нужно уметь спорить, так как истина не должна превращаться в догму. Искру очень взволновал этот разговор. Даже уверенные слова матери о том, что советский народ открыл непреложную истину, которой учит партия и за которую пролито столько крови, что спорить с ней – это предательство, не дали ответа на возникшие вопросы.

 Вторая встреча с отцом  Вики – разговор о счастье и…презумпции невиновности как о высшем достижении справедливости).

 

- Таким образом, автор подводит нас к основной линии повествования, завязке главной сюжетной линии. Через несколько дней вся школа узнает об аресте Леонида Сергеевича Люберецкого.

- Какова реакция героев произведения на это событие? (Паника Зиночки, непонимание и неверие Искры и большинства одноклассников, уверенность в ошибке директора школы, родителей Коваленко и мамы Искры, злорадство Валендры и…предательство Стамескина).

- Валендра назначает собрание, и в последнее воскресение перед этим событием ребята отправились на прогулку в лес. Кто стал инициатором поездки? (Вика).

- Почему? Что доказывает, что Вика заранее продумала свое решение? (Прощание с Жоркой и слова Искре: «Все будет…как надо»).

- Вика приняла страшное решение. Мы не будем сейчас говорить с вами о правильности – неправильности этого. Вопрос сложный и, скорее всего, останется без ответа.

- Скажите, почему девочки сочли своим ДОЛГОМ самим похоронить Вику?

- Как вы понимаете следующие слова: «Все мы дуры. Только умнеть начинаем».

- Жизненных уроков будет еще очень много. Один из таких уроков был дан ребятам директором школы на похоронах Вики. Зачтите эти слова.

- Как вы их понимаете? О ком и о чем эти слова? Чье «равнодушие, трусость, подлость» убило Вику? Только ли конкретного человека имел в виду Николай Григорьевич? (Виновато общество, те устои и принципы, которые доводят человека до такого).

- Как вы считаете, отец Вики был виноват в ее смерти?

- А сама Вика? Считает ли она, что ее отец в чем-либо виноват? Как вы понимаете слова Вики: «Нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем самих себя, своих детей, свое будущее…»

- Леонид Сергеевич Люберецкий был признан невиновным. Через два месяца его отпустили. Почему же такая реакция на это событие Жорки Ландыса:

 «Он кричал дико, громко, на одной ноте и изо всех сил бил кулаками по парте. Артем хватал его за руки, за плечи, а Жорка вырывался и кричал»?

(Возвращение Леонида Сергеевича – это снова немой укор тому строю, тому обществу, которое лишает детей их отцов и наоборот).

- Артем Шеффер принимает решение идти к Люберецкому: «Мы должны быть настоящими». Что значит «быть настоящими»? (Мы должны быть людьми честными, искренними, сильными духом, уметь любить и дружить, должны быть верными своему слову).

 

- Эти ребята доказали, что они - настоящие. Доказали своей жизнью и смертью. И теперь мы можем ответить  на вопрос, заданный в начале урока: «Можно ли считать повесть «Завтра была война» произведением о войне?» (Да, конечно. Именно эти ребята в годы войны встали на защиту своей страны. Это были люди с твердыми нравственными позициями, с четкими моральными принципами. Благодаря им была одержана победа в той страшной битве за честь и достоинство ЧЕЛОВЕКА).

/Звучит запись песни Б.Окуджавы «До свидания, мальчики»/

- Какова судьба «горестно знаменитого» 9-б? (Эпилог повести).

Работа с записанными на доске цитатами.

- Внимательно прочтите цитаты, записанные на доске. С кем из героев произведения вы бы соотнесли их? Обоснуйте свой выбор. (1-я цитата – Искра и ее одноклассники; 2-я – Валендра, Стамескин – речь директора на похоронах; 3-я – Вика и ее письмо, Стамескин, ставший директором авиазавода, Валендра; 4-я – Саша Стамескин и Валендра; 5-я – Искра и ее мама, директор школы).

Выводы: Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» учит сегодняшнего читателя быть настоящим человеком: уметь дружить и любить, отличать правду ото лжи, отстаивать свою точку зрения, быть ответственным за слова и поступки; учит честности и справедливости.

 

Домашнее задание: мини-сочинение по одной из выбранных цитат.

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz