|
Пояснительная
записка
Основная образовательная программа начального общего образования
разработана творческой группой педагогов Муниципального общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №1 г.о. Лосино - Петровский
Московской области (Свидетельство об аккредитации: серия АА, № 137792, дата выдачи
30 декабря 2005 года, регистрационный номер 792) под руководством
директора школы Морозовой В.Е. в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования к
структуре основной образовательной программы (утв. приказом
Министерства образования и науки Российской
Федерации от « 6 » октября 2009
г., № 373), с учётом
рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного
учреждения (2‑е изд., М.: Просвещение, 2010),
Типового положения об образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от
19.03.01.,№ 196, с
изменениями от 23 декабря 2002
г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г),Программы
развития МОУ СОШ №1 и Концепцией
Образовательных систем «Школа России», «Перспектива» и «Планета знаний».
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в
области образования, изложенным в Законе Российской Федерации "Об образовании”.
Это:
·
гуманистический характер образования,
приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного
развития личности;
·
воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье;
·
единство
федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие
системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и
особенностей в условиях многонационального государства;
·
общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития
и подготовки обучающихся и воспитанников;
·
обеспечение
самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого
развития;
·
формирование
у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины
мира;
·
формирование
человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и
нацеленного на совершенствование этого общества;
·
содействие
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от
национальной, религиозной и социальной принадлежности.
При разработке основной образовательной программы начального общего
образования МОУ СОШ № 1 учитывались
культурные, национальные, территориальные и социальные особенности.
МОУ
СОШ №1 расположена в городском округе Лосино- Петровский и имеет статус:
городская средняя общеобразовательная школа.В непосредственной близости от
школы располагаются: муниципальное учреждение Центр детского творчества , муниципальные дошкольные
образовательные учреждения детские сады «Звёздочка» и «Ивушка» общеразвивающего вида,
городская библиотека и Лосино-Петровская городская больница.
Учредитель: Муниципальное
образование г.о. Лосино- Петровский Московской области в лице администрации
городского округа Лосино- Петровский.
Школа богата своими традициями, которые бережно сохраняются и
преумножаются коллективом школы, учащимися и родителями.
Развитие учебной и воспитательной систем школы нацелены на успешную
адаптацию учащихся к современным условиям жизни, привлечение большого числа
родителей к участию в воспитательных мероприятиях школы, на развитие
ученического самоуправления и совершенствование работы по духовно - нравственному
воспитанию.
Ежегодно в школе проводится праздник «Я – гражданин России», на котором
детям, достигшим 14 лет, торжественно вручаются паспорта.
МОУ СОШ №1-это единственная школа в городе, где преподаются предметы
«Духовное краеведение Подмосковья» и «Этика».
Наша школа проводит ежегодные «Рождественские чтения» с привлечением
педагогов и учащихся других школ города, а также духовенства храмов г. Лосино-
Петровский и г. Щёлково.
Через уроки музыки и занятия
фольклорного кружка «Народная культура» ученики школы изучают лучшие
традиции русского народа. Готовят и проводят костюмированные, фольклорные и
музыкально- поэтические вечера для родителей, учителей и детей всего города.
Основная образовательная программа- нормативный документ, определяющий
содержание и организацию образовательного процесса МОУ СОШ №1 на ступени
начального общего образования и направлена на формирование общей культуры
обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации
учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих
способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление
здоровья обучающихся
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на
ступени начального общего образования и рассчитана
на 4 года.
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей
первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
-с изменением при
поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной
деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
-с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании,
социальном признании и самовыражении;
-с принятием и
освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании
внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и
перспективы личностного и познавательного развития;
-с формированием у
школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать
свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с
учителем и сверстниками в учебном процессе;
-с изменением при
этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и
рефлексивности;
-с моральным развитием, которое существенным
образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской
идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного
возраста (от 6,5 до 11 лет):
-центральные
психологические новообразования, формируемые на данной
ступени образования: словесно - логическое мышление, произвольная
смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ,
рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и
умение действовать во внутреннем плане, знаково - символическое мышление,
осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
-развитие целенаправленной и мотивированной
активности обучающегося,
направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой
выступает формирование устойчивой системы
учебно - познавательных и
социальных мотивов и личностного смысла учения.
Виды деятельности младшего
школьника:
-Совместно-распределенная
учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)
-Игровая
деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с
правилами)
-Творческая
деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое
проектирование и др.)
-Трудовая
деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в
социально значимых трудовых акциях )
-Спортивная
деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами
спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности:
-сделать первые
шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного
обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
-научиться
самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их
решения;
-научиться
контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах
деятельности;
-овладеть
коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
-полностью овладеть
высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.)
-научиться
удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в
игровом действии;
-научиться
удерживать правило и следовать ему;
-научиться
создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в
творческом продукте.
-овладевать
средствами и способами воплощения собственных замыслов;
-приобрести навыки
самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках
труда и в социальных практиках;
-приобрести опыт
взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы,
научиться правильно выражать свои мысли и чувства;
Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную
образовательную программу начального общего образования:
1. Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты,
практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)
2. Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности.
3. Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:
-организовать
постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и
самостоятельной конкретизации учениками;
-побуждать и
поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов
достижения учебных целей;
-организовать
усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;
-осуществлять
функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.
4. Создать условия
для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого:
-ставить творческие
задачи, способствовать возникновению собственных замыслов.
-поддерживать
детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.
-обеспечить
презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация
выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т.д)
5. Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются направления развития детей, индивидуальные
различия в их познавательной деятельности,
восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и
физиологическими индивидуальными
особенностями детей младшего школьного возраста.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования
МОУ СОШ №1 является создание оптимальных условий для качественного современного образования и развития
личности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов, соответствующих положениям ФГОС; обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной
общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и
компетенций, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
Задачами реализации основной образовательной программы начального общего образования
МОУ СОШ №1 являются: ориентация содержания образования на
формирование национальных базовых
ценностей, отвечающих требованиям общества и обеспечивающих овладение
младшими школьниками УУД; обеспечение качества обучения на уровне не ниже государственного
стандарта; развитие коммуникативных умений
детей; широкое использование развивающих педагогических систем; сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа построена на основе:
-системно -
деятельностного подхода,
интеллектуального, педагогического и ресурсного потенциала МОУ СОШ №1 и её
окружения, предполагающего стабильное функционирование школы и возможность
создания условий для ее инновационного развития;
-принципов, заложенных в УМК: «Школа России», «Перспектива», «Планета знаний» и Типовом положении об ОУ
(принципы: демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности,
свободного развития личности, автономности и светского характера образования).
Наша школа работает по УМК «Школа России», «Перспектива» и «Планета знаний».
УМК «Школа России» позволяет
достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования;
сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками
образовательного процесса инновации; постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная в России и
понятна учителю.
Ведущей целевой
установкой УМК «Школа России» является «Воспитание гуманного, творческого,
социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительного и
бережного к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному
достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего
человечества».
Ведущие задачи, способствующие
реализации целевой установки УМК «Школа России»:
- Создание условий
для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов,
творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника.
-Развитие и
укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
-Воспитание любви к
своему городу (селу), к своей семье, к своей Родине, к её природе, истории,
культуре.
-Формирование опыта
этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде.
-Формирование
ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.
Основные средства реализации ведущей целевой установки УМК «Школа России»:
-Значительный
воспитательный потенциал.
-Системно
выстроенный потенциал для включения младших школьников в учебную деятельность.
-Возможности для
дифференцированного и личностно – ориентированного образования школьников.
-Преобладание
проблемно – поискового методов обучения.
-Практическая
направленность содержания материала с опорой на социальный опыт ученика.
-Творческие,
проектные задания, учебные диалоги.
-Возможности для
моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
-Возможности для
разнообразия организационных форм обучения, в том числе с использованием
электронных ресурсов.
Целевая установка УМК «Школа России» и его ведущие задачи соотносятся с
современным национальным воспитательным идеалом, сформированным в Концепции
духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и с
личностными характеристиками выпускника («портрет выпускника начальной школы»),
сформулированный в ФГОС.
УМК «Перспектива» создан на концептуальной
основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением
при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования
России.
При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и
культурно-историческая перспектива его развития. Программа
"Перспектива" обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение
материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его
возрастных особенностей, интересов и потребностей.
Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический,
принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности. Такой
принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны
под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового
стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных
умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.
Идеологической основой системы учебников
«Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего
поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности
как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия
безопасности и процветания страны.
Дидактической основой системы учебников
«Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода,
синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода
неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего
образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой .
Ещё одна особенность УМК «Перспектива» в контексте его соответствия требованиям ФГОС - это
большие возможности для решения воспитательных задач. Реализация в УМК
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и
становление нравственной позиции личности младшего школьника.
Таким образом, система учебников «Перспектива» интегрирована в единую
идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю
обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые
ФГОС.
УМК «Планета знаний » -его основная
особенность заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, в
единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в
единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации
учебной и внеучебной деятельности.
Целевые установки учебно-методического комплекта:
-обеспечить условия для реализации принципов личностно-ориентированной
педагогики, где ребенок является субъектом учебного процесса и ему создаются
условия для выбора деятельности; создать условия для эффективного и
оптимального практического усвоения учащимися нового стандарта начального
общего образования;
-cформировать,
развить и сохранить у учащихся интерес к процессу обучения;
-создать условия для сохранения и укрепления
физического и психического здоровья детей путем включения в учебный процесс
разнообразных видов деятельности и построения для каждого учащегося своей
траектории усвоения учебного материала;
-ориентировать учебный процесс на воспитание
нравственности ребенка.
При
отборе содержания для УМК "Планета знаний" учитывались как
устоявшиеся в дидактике принципы, так и современные, нашедшие отражение в
Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено):
принципы развития,
гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде
всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение
решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с
учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными
умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать
последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы
контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и
пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий
результат деятельности и свой вклад в него.
Системно - деятельностный подход, лежащий в основе
реализации образовательных программ, предполагает:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, задачам
построения российского гражданского общества на основе принципов
толерантности, уважения его многонационального состава;
-переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий
образования, определяющих пути и способы
достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в МОУ СОШ №1;
-ориентацию на достижение цели и
основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного
сотрудничества в достижении целей личностного и
социального развития обучающихся;
-учёт индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно -
воспитательных целей и путей их достижения;
-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и
профессионального образования;
-разнообразие
индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого
обучающегося (включая одарённых детей и
детей с ограниченными возможностями
здоровья), обеспечивающих рост
творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм учебного
сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Содержание основной образовательной программы начального
общего образования формируется с учётом
социокультурных особенностей и потребностей
г.о. Лосино – Петровский.
Формы, средства и методы обучения, духовно -
нравственного развития и воспитания обучающихся, а также
система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом МОУ СОШ №1 и соответствуют требованиям Закона Российской
Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям
Концепции духовно - нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся
определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
Основная образовательная программа предусматривает:
-достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми
обучающимися, в том числе детьми с ограниченными
возможностями здоровья;
-выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций и кружков,
организацию общественно полезной деятельности, в
том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей ( ЦДТ, ДЮСШ, ДМШ );
-организацию интеллектуальных и творческих
соревнований, научно -
технического творчества и проектно -
исследовательской деятельности ( как в школе, так и за её пределами);
-участие обучающихся, их родителей (законных
представителей),
педагогических работников МОУ СОШ №1
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды;
-использование в образовательном процессе
современных образовательных
технологий деятельностного типа;
-возможность эффективной самостоятельной работы
обучающихся при
поддержке тьюторов и других
педагогических работников;
-включение
обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды г.о.
Лосино-Петровский для приобретения опыта
реального управления и действия.
Состав участников образовательного
процесса:
-дети, обучающиеся
в МОУ СОШ №1
-педагоги
-родители (законные представители)
-Управляющий Совет
МОУ СОШ №1
-общешкольный и
классные родительские комитеты
-городские
общественные организации
МОУ СОШ №1, реализующая основную образовательную
программу начального общего образования,
обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
•с Уставом и другими документами,
регламентирующими осуществление
образовательного процесса в школе;
•с их правами и обязанностями в части формирования
и реализации основной
образовательной программы начального общего образования, установленными
законодательством Российской Федерации и Уставом МОУ СОШ №1.
Обобщенным результатом общего образования 1 ступени является портрет
выпускника МОУ СОШ №1, обладающего следующими основными чертами:
- желанием и
умением учиться, потребностью самостоятельного познания окружающего мира;
- элементарной
грамотностью в рамках содержания отдельных учебных предметов,
функциональной грамотностью в области
чтения и математики;
- инициативностью,
навыками сотрудничества в разных видах деятельности;
- ответственностью,
готовностью отвечать за свои поступки;
- осознанным
принятием правил здорового и безопасного образа жизни и регуляцией своего
поведения в соответствии с ними;
- любящего родной
край и свою страну;
- уважающего и принимающего
ценности семьи и общества;
-доброжелательного человека,
умеющего слушать и слышать партнера, умеющего высказать свое мнение.
Основная образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения средней школы №1 содержит следующие разделы:
-пояснительную записку;
-планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
-базисный учебный план образовательного учреждения;
-программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
-программы отдельных учебных предметов, курсов;
-программу духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
-программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
-программу коррекционной работы;
-систему оценки достижения планируемых результатов
освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
|
Календарь | « Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|