МБОУ СОШ №1 г.о. Лосино-Петровский

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Открытые уроки

 по русскому языку и литературе

учителя Чудак Александры Георгиевны

 

1.   Наклонение глагола

(урок русского языка в 6-м классе)

2.  Нравственные уроки повести Б.Васильева

«Завтра была война»

( урок литературы в 11-м классе)


 

Наклонение глагола

Урок русского языка в 6 классе

 

Цели урока:

  1. – дать понятие о наклонениях глагола, уметь различать наклонения глагола, употреблять глаголы в различных наклонениях;
  2. -  развивать умение делать морфологический разбор глагола, находить и объяснять орфограммы в окончании глагола, выяснять синтаксическую роль глагола;

     3.   – воспитывать доброе отношение друг к другу, желание чаще       употреблять      «волшебные» слова.

Оборудование: 1) учебник; 2)экран, проектор; 3) контрольные листы;

 

План урока

I.                   Оргмомент.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Приготовились к уроку. На парте – учебник, тетрадь, словарик, ручка, линейка, карандаш. Открыли тетради, записали число, классная работа. Отложили ручки.

Доска:

Он энергичен, многолик,

Глагол.

Он действовать привык.

Необходим он – вот в чем соль!

Я говорю ему: глаголь!

                                                                                    Л.Татьяничева

II.                Актуализация усвоенного ранее.

Беседа

- Прочитайте стихотворение Л.Татьяничевой, написанное на доске. Какова тема стихотворения? Почему именно с него мы начинаем сегодняшний урок? ( Стихотворение рассказывает о глаголе, указывает на основную функцию этой части речи (глагол обозначает действие предмета), без глагола нам не обойтись, ведь это одна из самых многочисленных частей речи, стоящая по частоте употребления на втором месте после имени существительного. Это часть речи, которую мы сейчас с вами изучаем).

- Что означает выражение «вот в чем соль»? (особое значение, важность, суть).

- «Глагол»  и  «глаголь». Какая разница между этими словами? (глаголимя существительное, глаголь – глагол, обозначающий «говори»).

- Есть такая древняя пословица «Устами младенца глаголит истина». Как вы понимаете эту пословицу? (маленький ребенок бесхитростный , бескорыстный, искренний )

- Что означает слово «истина»?

- Вы, конечно, не младенцы, но я надеюсь, что сегодня вашими устами будет глаголать истина. 

- Дайте определение глагола, как части речи.

- Назовите морфологические признаки глагола.

- Расскажите о неопределенной форме глагола. Какие признаки мы можем узнать по инфинитиву, а какие – нет?

- На доске написано предложение. Задание: записать предложение в тетрадь, вставить пропущенные орфограммы, сделать синтаксический разбор предложения и морфологический разбор указанного глагола.

 

Вежливый человек никогда ( не) обид…т друга, помож…т ему в трудную минуту.

Класс выполняет задание в тетради, один человек работает у доски.

- Мы знаем о  глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы познакомимся еще с одним морфологическим признаком глагола. Это наклонение глагола. Записываем тему урока.

 

III.             Усвоение новых знаний и формирование новых умений.

     - Мы продолжаем изучение глагола вместе с нашим старым другом дядюшкой Глаголом.

На экране появляется изображение Дядюшки Глагола.

     - Сегодня он приглашает нас в государство, которое так и называется «Наклонение глагола». Государство это небольшое, в нем всего три города, но густонаселенное. В первом городе живут люди практичные, справедливые, работящие, верящие в то, что наверняка происходило, происходит на самом деле или обязательно будет происходить. Девиз горожан: Было! Есть! Будет! Город этот называется Изъявительное наклонение.

На экране изображение 1 города.

                                  

 

 

                    В первом городе живут люди практичные, справедливые, работящие, верящие в то, что наверняка происходило, происходит на самом деле или обязательно будет происходить. Девиз горожан: Было! Есть! Будет! Город этот называется Изъявительное наклонение.

 

               

 

ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ  НАКЛОНЕНИЕ

Во втором городе живут мечтатели и романтики, фантазеры, может быть немножко ленивые, но, в основном, добрые и безобидные. Девиз жителей: «Если бы да кабы…» Город этот называется Условное наклонение. В настоящее время город переименован. Раньше он назывался Сослагательное наклонение.

 

 

Условное  наклонение

Обитатели третьего города – очень уверенные в себе и в своих силах, любящие приказывать и подчинять других, поучать, побуждать к действию. Девиз горожан: «Так точно! Будет сделано!»


Повелительное наклонение

Жители этих городов пригласили нас к себе. И первыми, с кем мы встретимся, будут жители изъявительного наклонения. Знакомясь с ними, мы должны помнить их основные качества, что они обозначают. Обратимся к учебнику. Параграф 83, с. 201. Читаем правило.

Для того чтобы все было хорошо, и мы могли оставить о себе только положительные впечатления, мы возьмем с собой в дорогу добрые слова.

На экране появляется стихотворение « Добрый день!»

- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты.


                      Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!»
Чтобы легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.


                      Здравствуйте.
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.



                      Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь - они просты и не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будем здоровы!

 

Задание: 1. Выразительно прочтите стихотворение, определите тему. (О том, что нужно знать, помнить и почаще употреблять «добрые» слова).

  1. Выпишите из стихотворения глаголы в изъявительном наклонении. ПОМНИМ! Наклонение – непостоянный признак, следовательно, глаголы в н.ф. не выписываем.

Сказали, ответил, связали, желают, приведет, скажешь, улыбнется, не пойдет, будет, видишь, повторю, будем.

- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? (по временам)

3. Определите время выписанных глаголов.

Сказали – пр., ответил - пр., связали - пр., желают – н., приведет – б., скажешь – б., улыбнется – б., не пойдет - б, будет – б., видишь – н., повторю - б, будем - б.

 

Покидаем город изъявительного наклонения и переезжаем в город мечтателей и фантазеров. Что мы должны знать о жителях Условного наклонения? – с. 203, пар.84 (глаголы условного наклонения обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях)

 

Послушайте, какое стихотворение, прославляющее Сослагательное наклонение (это старое название города), написал известный поэт Джанни Родари.

ЗАДАНИЕ

Назовите все глаголы в условном наклонении.

Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
До чего же замечательное
Наклонение сослагательное
Никогда не чертыхается
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил …
Я бы радио включил …
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле …
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы.

(Решил бы, сказал бы, поспешил бы, написал бы, изучил бы, включил бы, сыграл бы, умел бы, мог бы, полетел бы, съел бы, имел бы)

– В город фантазеров можно попасть только по пропуску. Градоначальник подарил нам пропуска, заполнив которые, мы тоже зачисляемся в фантазеры.

Итак, давайте помечтаем.

ЗАДАНИЕ

Допишите предложения, употребляя однородные сказуемые, выраженные глаголами в условном наклонении.

1 ряд. Если бы я был директором школы, то …

2 ряд. Если бы я был взрослым, то …

3 ряд. Если бы я был путешественником, то …

Ну что ж? Помечтали? Вполне возможно, что ваши желания вскоре и осуществятся. Ну а пока мы отправляемся дальше.

У нас на пути город Повелительного наклонения. Главный признак этих глаголов? (они обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить). Слушая  стихотворение, обратите внимание на следующее: в каких строчках звучит приказ, а в каких – просьба? С помощью чего достигается такой результат?

Читай стишок по теме

И думай, мой дружок,

Знаком тебе, должно быть,

Такой вот диалог:

- В отдел игрушек, мама,

 Скорее подойди,

Гляди, какая кукла,

Вот эта. Погляди!

Про то, что денег нету,

Ты мне не говори.

Ты подари мне куклу,

На праздник подари.

Меня с ответом, дочка,

Прошу, не торопи.

- Нет, покупай и точка!

Пожалуйста, купи.

Не ной! Мое терпение…

Такое поведение…

Ну просто стыд и срам!

………………………………

Конец этой истории,

 Мой друг, придумай сам!

Покупай и точка! Не ной! Скорее подойди!

Прошу, не торопи; пожалуйста, купи; читай, дружок, и думай.

Вывод: повелительное наклонение может выражать и приказ и просьбу. Зависит от слов, употребленных рядом с глаголом, от интонации. У глаголов повелительного наклонения есть еще один помощник. Это суффикс – ка. Суффикс -  ка пишется с глаголами повелительного наклонения через дефис.

Сделай – ка, придумай-ка, спроси-ка, подумай-ка, подари-ка.

Откройте страницу 208, найдите упр.495. Прочитайте задание. 1 вариант выполняет 1 предложение из данного упражнения, 2 – второе. Выразите в своих предложениях просьбу.

Петя, беги-ка поскорее в школу. Митя, положи-ка чертеж в портфель.

IV. Подведение итогов урока.

 

Открываются цели урока.

Цели урока:

1.– дать понятие о наклонениях глагола, уметь различать наклонения глагола, употреблять глаголы в различных наклонениях;

  1. -  развивать умение делать морфологический разбор глагола, находить и объяснять орфограммы в окончании глагола, выяснять синтаксическую роль глагола;

     3.   – воспитывать доброе отношение друг к другу, желание чаще                 употреблять «волшебные» слова.

 

- Итак, подведем  итоги – достигнуты ли цели урока? (Да, мы познакомились с новым морфологическим признаком глагола – наклонением, научились различать глаголы по наклонениям и употреблять их в речи)

- Сколько наклонений глагола в русском языке? Назовите их. (Три: изъявительное, условное, повелительное)

 

 

V. Первичный контроль за усвоением знаний.                          

- Проверим, насколько каждый из вас усвоил материал урока и научился различать глаголы в формах разных наклонений.

Перед вами лежат листочки с предложениями и контрольные листы. Подпишите их. Вам нужно определить, в форме какого наклонения употреблен глагол в каждом предложении,  и заполнить контрольный лист -  около каждого номера предложения поставить крестик в соответствующую графу.

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz